Дело Христово живёт нами

Один русский богослов, протоиерей Иоанн Мейендорф, как-то заметил, что богослужение Великой Пятницы часто понимается неправильно. Мы склонны психологизировать события этого дня, склонны больше благочестиво плакать об умершем Христе, чем осознавать, что именно сейчас, в момент Его смерти, происходит та самая победа Господа над смертностью человеческого рода, начинается сошествие Христа в ад и разрушение его. Что перед нами не страдание и смерть обычного человека. А Вселенская Драма, к которой нельзя относиться как к печальной повести. Нет, совершенно правильно, что мы следуем за драматургией литургического цикла, что негодуем на Иуду, предавшего Спасителя, что плачем у подножия Его Креста, что молчим в тишине субботнего покоя, что ликуем на Пасхальной утрене. И все же не опасна ли излишняя эмоциональность? В каком смысле мы должны сострадать Спасителю в Великую пятницу?
Давайте подумаем о том, в каком состоянии мы должны молиться. Мне кажется, что в таком же состоянии, в каком мы общаемся с другим человеком. Когда мы беседуем с кем-то, то наиболее плодотворным бывает тот разговор, при котором мы не кричим, не плачем, не унываем и не приходим в особенный восторг. По-моему, точно так же должно быть и в общении с Богом. Нужно какое-то умеренное состояние, при котором и сердце остается горячим и ум холодным. События Великой Пятницы — это величайшее событие в истории, и оно требует не особенных эмоций, а особенного ОСОЗНАНИЯ, особенной перемены нашего поведения, нашей жизни. Мы должны сострадать Христу не только пролитыми слезами, не только черными одеждами и грустными лицами, но делами, которые соответствовали бы жертве Христовой. Мы должны не жалеть себя, помогая другим. Должны быть до конца верными Богу.
«Иисус и ныне бывает мертв», пишет Феофилакт Болгарский, «когда Его умерщвляют люди, делающие насилие, или страстные до приобретений; Он страдает также от голода; бывает также наг, ибо, что ни терпит бедняк, все то терпит Христос. И ты ныне подражай Иосифу, прилагай добро к добру, одевай наготу Христа, то есть бедняка. Сделай же это не однажды, но положи во гробе души и всегда помни, всегда размышляй и заботься о таких делах». Святой толкователь призывает не плакать, а помогать бедным, то есть творить добрые дела. В этом выражается наше сострадание Спасителю.

Настоятель Храма Трех Святителей

протоиерей Вячеслав Фомин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам также может понравиться...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: