Две лепты

Мы привычно говорим «лепта вдовицы», предполагая, что понимаем это выражение. А я честно признаюсь: мне оно не вполне ясно, и этот евангельский эпизод, при всей его простоте, загадочен. Судите сами. Господь превозносит бедную вдову, потому что она отдала свои последние деньги, свое последнее достояние, ровно то, на что она могла бы жить какое-то время, «все пропитание свое» (Мк. 12:44). Она жертвует фактически всем, что у нее есть, в то время как богачи, да и все остальные жертвователи, отдают лишь часть себя. Получается, «преимущество» вдовы в пропорции, а не абсолютном количестве. Иная логика, но вполне математическая, то есть подозрительно простая.

Давайте рассуждать дальше. Если вдова отдала все свое достояние, можно сказать, что она отдала всю свою жизнь Храму, какой-то высшей цели. Если следовать здравому смыслу, она фактически совершила самоубийство, сознательно отказавшись от возможности жить. Я совсем не уверен, что в очах Божиих ценно именно это. Скорее всего, отказавшись от возможности самостоятельно заботиться о себе, отказавшись от того, чтобы опираться на свои силы, вдова полностью предала себя в руки Божии. На практике это означает, что она готова к тому, чтобы принимать дары, готова к тому, чтобы принимать помощь – от ближних, от дальних, ведь именно они (мы часто об этом забываем) являются проводниками божественной помощи. «Не только помогать людям — дело святое, но и принимать помощь от людей, что иногда труднее, — пишет архиепископ Иоанн Шаховской. — Хотя, по слову апостольскому, „блаженнее давать нежели принимать“, но и принимать — блаженно, при истинной нужде… Чрез все входит в мир Божья любовь».

Притча о вдовице учит нас не только тому, как жертвовать, и уж точно не тому как жертвовать безрассудно, но и тому, как принимать помощь. Тут верна и обратная логика: если я не готов принимать, если я закрыт для участия друших людей в своей жизни (а значит и для участия Бога в ней), то что проку от моей жертвы? Эта жертва вероятнее всего просто обернется моей гибелью, которая не нужна ни мне, ни тем, кто рядом со мной, ни Христу. Он желает, чтобы мы принесли Ему «”две лепты”, — плоть и ум, утончив их плоть воздержанием, а ум смирением» (Феофилакт Болгарский), однако не желает, чтобы мы стали безумны и бесплотны.

Настоятель храма Трех Святителей

Города Пятигорска

Протоиерей Вячеслав Фомин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам также может понравиться...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: