Епитимья

В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, которую сотворил Христос со своими учениками, установив Таинство Евхаристии. Мы много говорим о том, что без Евхаристии, без Причастия Телу и Крови Христа, невозможна никакая духовная жизнь, невозможно, строго говоря, человеку даже называться христианином. Поскольку как можно носить имя Того, с кем ты не находишься в общении, с Тем, от кого ты себя отгородил. Но одно дело говорить, другое дело жить в соответствии с этими словами. Одно дело теоретически осознавать значение Евхаристии, а другое дело – чувствовать, насколько тяжело жить без нее.

Недавно общался с одним афонским монахом, не старцем но человеком долгое время живущим на Афоне он говорит, что пребывание на карантине, вдали от храмовой молитвы и Причастия это епитимья, которую на нас накладывает не священник, а сам Господь. И цель этой епитимьи не в том, чтобы сохранить нашу биологическую жизнь, не для того, чтобы воспитать в себе смирение и покорность мирским властям, а в том, чтобы научиться внимательно относиться к Евхаристии, внимательно относиться к тому, что мы испытываем, приступая к ней.

Действительно, и обычная епитимья накладывается на грешника для его же блага, для того, чтобы он прочувствовал, насколько его образ жизни несовместим с Причастием. На самом деле, среди нас вообще нет никого, кто был бы по-настоящему достоин вкушения Тела и Крови. И нынешнюю ситуацию каждый из нас должен использовать для того, чтобы это недостоинство осознать.

Апостол Павел призывает к тому, чтобы мы, приступая к Чаше, помнили о том, что мы тем самым «смерть Господню возвещаем» (1 Кор. 11:26), то есть в самом подлинном смысле повторяем путь Христов, через смерть и воскресение. И без такого рассуждения мы «пьем Чашу Господню недостойно» (11:27) и тем самым подвергаем себя осуждению, которое может выражаться даже в физических недугах (11:30). Лекарство одно – осознание собственных грехов. Как писал Иоанн Златоуст: «Если бы мы захотели сознать грехи свои, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь и там. Осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога – и сознанием грехов своих и готовностью не делать их на будущее время».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам также может понравиться...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: