Изгнание торгующих из храма

Если Христос изгнал торгующих из храма, почему в Православных храмах ведется торговля? Конечно, в нашем храме лавка находится на улице. Конечно, и в других храмах торговля ведется вовсе не там, где совершается священнодействие, а если и приходится размещать торговлю у входа — в том же помещении, где совершается молитва, то это только от малого размера многих храмов. Но дело ведь не столько в формальном пересечении торгового и молитвенного пространств, а в самом принципе: может ли храм вести какую-то экономическую деятельность? Давайте разберемся.

Когда и в связи с чем возникает торговля в храме? Тогда когда христиане вступают друг с другом в экономические отношения по законам того мира, который вокруг них, той экономики, в которую они включены. Храм не существует сам по себе — его нужно ремонтировать и поддерживать в порядке, отапливать, нужно содержать его служителей — от священника до преподавателя воскресной школы, нужно оплачивать коммунальные услуги. Именно поэтому прихожане имеют возможность поддержать свой храм средствами (напомню, что деньги — это символ нашего труда, нашей энергии, наших усилий, нашей жертвы). Это вполне естественно для общины — реальной, а не идеальной общины «первохристианского коммунизма».

И вот тут прошу обратить внимание на любопытный парадокс. Христос всегда в своих поучениях, рассуждениях и притчах говорит в первую очередь о человеческой душе, о тех процессах, которые протекают в ней, о тех опасностях, которые грозят ей. Почему же в этот раз Он озаботился чистотой Иерусалимского Храма, который, как Он Сам говорил, вскоре и так будет разрушен вместе со всем городом?.. Дерзну предположить, что своим поступком Господь указывает не столько на осквернение материальной святыни, сколько на духовное помрачение, которое охватило жителей Иерусалима, которые за покупками, разменом монет и дискуссиями и с ростовщиками забыли о том, что душа, внутренний храм, гораздо важнее, выше всего этого. «Будь внимателен к себе, — говорил Авва Евагрий, — дабы ради выгоды, пустого удовольствия или преходящей славы не высказаться тебе о чем–либо неизреченном и не быть изверженным из священных притворов, уподобившись продающим в храме птенцов голубей».

Настоятель храма Трех Святителей

Протоиерей Вячеслав Фомин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам также может понравиться...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: