Эпидемия

Недавно Священный Синод выпустил специальную инструкцию в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Эта инструкция начинается с того, что Евхаристия ни в коем случае не должна быть отменена, а все изменения в богослужении, рекомендованные ей, касаются только второстепенных вещей: запивка подается индивидуально, для раздачи антидора нужно использовать одноразовые перчатки, следует воздержаться от лобызания чаши и рук священника и тому подобное. Также рекомендуется заболевшим не посещать богослужения, следуя словам Христа: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Вполне здравые и очень умеренные требования, которые нисколько не нарушают нашу литургическую жизнь и при этом делают ее в медицинском смысле максимально безопасной. Удивительно, но и здесь нашлись люди — не буду на них прямо указывать — которые сочли эту инструкцию чуть ли не предательством веры. Многие заявили о том, что не будут этим рекомендациям следовать, что не станут себя ни в чем ограничивать и продолжат жить так, как будто никакой эпидемии нет. Хочется у них спросить: если бы сатана поставил их на крыле Иерусалимского храма, они бы бросились вниз, продемонстрировав силу веры большую, чем у самого Господа?

Церковь никогда не отказывала в причастии опасно больным, никогда не прерывала Литургиию во время эпидемий, но всегда настаивала на том, чтобы при этом соблюдались все требования безопасности. «Не следует пренебрегать опасностью и, так сказать, напрашиваться на нее; при посещении заразных больных можно и нужно принимать в руководство врачебные советы и пользоваться всеми средствами, какие предписывает благоразумие, чтобы по возможности предохранить себя от заразы…» — говорится в «Настольной книге для священно-церковнослужителей».

Но мне кажется, что церковные активисты, о которых я сказал выше, вообще в корне неправильно понимают то, как Бог действует в человеческом мире. Он может сотворить чудо, но нельзя от Него требовать чуда ежедневного и постоянного, поскольку тем самым мы отрицаем человеческую свободу и связанную с ней ответственность. Как говорит Евфимий Зигабен, «Искушает Бога тот, кто повергает себя в очевидную опасность, когда не вынуждается к тому никакою необходимостью, по одной только уверенности в Боге». Давайте будем доверять Богу, надеяться на Его помощь, но не будем забывать и о том, что мы Его соработники, что на нас лежит ответственность за наше собственное здоровье и за здоровье наших ближних.

Настоятель храма Трех Святителей

Прот. Вячеслав Фомин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам также может понравиться...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: