Молчание

Все мы читаем утренние молитвы и, наверное, ни раз задумывались о том, почему после произнесения имен Лиц Троицы Молитвослов рекомендует: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное». В каких ситуациях человек молчит в обычной жизни? Во-первых, когда ему нечего сказать, когда мысли находятся как бы в режиме ожидания, чтобы при удобном случае вырваться наружу в виде слов. Бывает, что человек молчит, когда боится, когда слышит нечто оскорбительное и у него, как говорят, отнимается язык. Он молчит из уважения, молчит во время спора, когда говорит другой человек, молчит во время церемонии. В любом случае речь идет о том, что во время молчания человека переполняют мысли, чувства, переживания. Почти всегда в обычной жизни нам только кажется, что мы молчим. В действительности в нас бродят или бушуют различные страсти. Духовное молчание, особенно в христианстве, понимается совершенно по-другому.
Когда святые отцы говорят о молчании, о внутреннее тишине, они имеют в виду, что человеческий ум не просто перестает рождать слова, но очищается, точнее старатся очиститься от всякого внешнего воздействия, от мыслей о повседневных, может быть, и важных, но второстепенных вещах, и уже тем более от мыслей во всех смыслах бесполезных – от картинок, мечтаний, глупых вопросов самому себе. Но это вовсе не значит, что ум бездействует. Чем же он занят? В тишине он ищет Бога. Замолкая, он как бы склоняется перед Ним, предоставляет Ему говорить. Вот что говорит преподобный Исаак Сирин: «Паче всего возлюби молчание, потому что приближает тебя к плоду; язык же немощен изобразить оное. Сперва будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию. Да подаст тебе Бог ощутить нечто, рождаемое молчанием». Святой использует образ ребенка, вынашиваемого в утробе. Но смысл тот же самый: когда мы молчим, не просто перестаем говорить, а устанавливаем внутреннюю тишину, бесстрастие, то в нашей душе рождается Христос. Так важно, особенно в радостные дни Великого поста, и так просто дать Господу слово, дать ему возможность сказать нам что-то самое существенное, самое главное.

 

Настоятель храма Трёх Святителей

Протоиерей Вячеслав Фомин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам также может понравиться...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: