Подвиг поста

Никогда так как во время Великого поста не ощущается глубинный смысл слов апостола Павла, описывающих его внутренний диалог с Богом. Апостол просил у Христа избавить его от телесной немощи, но в ответ слышал: «Довольно для тебя благодати Моей», ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9). Я просмотрел довольно много святоотеческих комментариев на это место, и почти все они – удивительное дело – говорят о немощи не как о телесном недуге, а как о гонимом и унижаемом положении христианина. Впрочем, тут нет ничего удивительного. Большая часть толкований святых отцов составлялись тогда, когда были еще памятны гонения на христиан в Римской империи. И конечно, тогда люди были крепче и делали акцент больше на внешних трудностях, чем на обычных болезнях. Не то чтобы сейчас христиан не гонят, но в нынешнее время главным врагом христиан, в том числе православных, является самооправдание.

Чуть-чуть закашлял – все бросаю пост, перехожу на мясо. Живот прихватило – это точно о растительной пищи, нужно завязывать с пощением по уставу. А часто бывает и так, что совершенно здоровые люди говорят: «Я просто не могу поститься, я не привык, для меня это психологически невозможно». Слыша такое, хочется вспомнить слова Иоанна Златоуста: «в подобных мучениях, которые одинаково могут и принести нам пользу, и навредить, мы не знаем, как нам надлежит молиться, но поскольку они суровы, тяжелы, поскольку идут вразрез с ощущением нашей человеческой слабости, то, как свойственно вообще человеческой воле, мы молимся о том, чтобы они ушли от нас. Однако благоговение перед Господом Богом нашим обязывает нас не думать, что Он оставил нас без внимания, поскольку не устраняет страдания; напротив, благочестиво перенося зло, мы можем надеяться на большее добро. Вот так немощь обращается в совершенную силу».

Скажу проще. Когда во время болезни нам тяжело, а пост это, скажем так, добровольная болезнь, добровольное мучение, мы часто малодушествуем и, как бы возлагая на Бога ответственность, просим у него отнять это, чаще всего очень незначительное, страдание. Но мы не понимаем, насколько оно духовно полезно, не понимаем, что претерпевая совсем небольшие муки, как бы обнажаем действие Божие, которое в нас совершается. Каждая наша победа над страстью, над греховным желанием, это победа Бога. И наша победа, поскольку Он торжествует над нашим грехом.

Протоиерей Вячеслав Фомин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам также может понравиться...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: