схиархимандрит Иоанн (Мирошников)

схиархимандрит Иоанн (Мирошников)
архимандрит Иоанн (Мирошников). 1921 год.

Схиархимандрит Иоанн (в миру-Мирошников Иван Никифорович) родился между 1860 и 1868 годом в слободе Красный Яр Камышинского уезда Саратовской губернии, в крестьянской семье. Был женат, отслужил военную службу, овдовел. 24 июля 1894 года принял монашество в Иоанно-Предтеченской келье Хилендарского монастыря на Афоне, где настоятелем в то время был иеросхимонах Герасим Попов. В 1896 году отец Иоанн, вместе с отцом Герасимом и частью братии, перешел в пустынь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при том же Хилендарском монастыре. Там он был рукоположен во иеродьякона, а затем и иеромонаха.

схиархимандрит Иоанн (Мирошников)

Иеромонах Иоанн (Мирошников). Фото нач.ХХ века

В связи с тяжелым положением русских келлиотов на св.Горе Афон, было принято решение об устроении в России подворья Иоанно-Богословской келлии Русского Пантелеимоновского монастыря. По благословению настоятеля Иоанно-Богословской келлии иеросхимонаха Герасима (Попова), ответственным за устроение подворья был назначен иеромонах Иоанн (Мирошников). 27 июля 1903 года он, вместе с монахом Сергием был командирован в Россию. Им вменялось в обязанность поиск подходящего места для устройства монастыря, а также изыскание средств на его строительство.

По приезде в Россию монах Сергий отправился в Пятигорск на лечение, а иеромонах Иоанн в Петербург и Саратовскую губернию для сбора пожертвований.

В Петербурге отец Иоанн познакомился с помощником управляющего Мариинским дворцом В.Н. Богдановым, обер-прокурором В.С. Саблером и другими высшими чинами Святейшего Синода, которые впоследствии, при ходатайстве батюшки, оказывали деятельное содействие в устройстве Бештаугорского монастыря.

Также в Петербурге отец Иоанн побывал у св.Иоанна Кронштадтского и удостоился чести сослужить ему за Божественной Литургией. Иеромонах Иоанн получил от старца благословение на устроение обители на Кавказе. Также отец Иоанн Кронштадтский преподнес в дар отцу Иоанну свою рясу, которую последний бережно хранил и одевал исключительно по великим праздникам.

Вскоре отец Иоанн (Мирошников) вернулся на Кавказ. Здесь он встретился с монахом Сергием, и, было определено место для будущей обители. Ей стал юго-западный склон г.Бештау. Вскоре отец Иоанн вновь побывал в Петербурге и вновь виделся с отцом Иоанном Кронштадтским. Он показал ему снимок выбранной местности и благословил начать ходатайствовать о постройке монастыря и молится об успешном исходе благого дела. Отец Иоанн Кронштадтский не только благословил благое дело, но и ознаменовал крестом то место, где он бы желал видеть первый монастырский храм. И действительно, первый храм был устроен именно на том месте, которое указал праведный старец.

По возвращении на Кавказские Минеральные Воды отец Иоанн и монах Сергий незамедлительно обратились с прошением к директору Минеральных Вод В.В. Хвощинскому о выделении 20 десятин земли в юго-западном квартале №33 г.Бештау  под устройство монастыря. 9 апреля 1903 года разрешение было получено, а затем, после череды ходатайств перед органами государственной власти, 2 мая 1904 год состоялось освящение места храма будущего монастыря. Так, усилиями иеромонаха Иоанна (Мирошникова) зародилась монашеская общежительная община на г.Бештау близ Пятигорска.

В бытность казначеем монастыря с отцом Иоанном приключилась интересная история: Он был командирован в Вятскую губернию за получением леса для монастырских построек. На обратном пути он заехал отдохнуть в г.Казань. Здесь он познакомился с одной благочестивой старушкой Прасковьей Степановной Локтиной. Войдя в ее комнату, он увидел список Казанской иконы Божией Матери с необычайно светлым и чудным ликом, и захотел ее выпросить у старушки. Старушка охотно отдала ее объяснив это следующим: “снилось мне, что моя икона поднялась на воздух и ушла от меня. Я спросила: “куда ты, Царица Небесная, идешь?” Но икона тот час скрылась. Я думаю, что Сама Царица Небесная избрала Ваш монастырь местом пребывания Ея св.Иконы прежде,чем я познакомилась с Вами”. Сей рассказ записан со слов самого отца Иоанна.

С 1909 года о.Иоанн исполняет обязанности настоятеля обители, а с 1913-наместника.

После закрытия в 1927 году Второ-Афонского Успенского Бештаугорского монастыря отец Иоанн был переведен в Астрахань, где служил в Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Там он познакомился с монахиней Анастасией (Жугаевич Марией Вацлавовной), которая стала его духовной дочерью.

схиархимандрит Иоанн (Мирошников)

архимандрит Иоанн (Мирошников). 1921 год.

После закрытия в 1929 году Иоанно-Предтеченского женского монастыря о.Иоанн и м.Анастасия возвращаются на КМВ. Матушка Анастасия поселяется в г.Ессентуки, а отец Иоанн совершает свое пастырское служение в различных храмах Кавмингруппы. Перед самым арестом архимандрит Иоанн служил в храме Благовещения Пресвятой Богородицы г.Минеральные Воды.

24 ноября 1931 года батюшка был арестован и осужден на 5 лет по статье “контрреволюционная пропаганда”, отбывал срок на Севере. Через год, 6 марта 1932 года, была арестована и его духовная дочь монахиня Анастасия (Жугаевич). Из протокола допроса монахини Анастасии становится ясно, что несмотря на обстоятельства, духовная связь между ней и о.Иоанном не прерывалась. Отец Иоанн, чувствуя духовные и физические тяготы своей, как он ее называл, “крестницы”, писал ей письма, в которых утешал и ободрял ее.

“…Боговозлюбленная, многоуважаемая и дорогая Мария Вацлавовна! Спасайся о Господе! Призываю на тебя благословение Божие и Богоматери, и Ангела. Получил твое письмецо, за которое приношу свою душевную благодарность за уведомление о своей жизни и земном странствии. Помни, чадо, что жизнь наша земная – скорбная, на пути – беды и напасти, кресты расставлены по всей земле, только по кому каков кpест. Говорит Господь: в миpе скорби будете! Миp во зле лежит! И будете ненавидимы имени Моего ради. В теpпении вашем стяжаете души ваши. Помни, что мы терпим ради Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матеpи! Ты пишешь, что ты скоро и одна осталась и завсегда остаешься! Но знай, что не одна. Небесный Христос находится призирая и смотрит на тебя, как на свою любезную жертву и невесту свою. За себя не могу еще ничего написать. Пока живу по милости Божией. Призываю на тебя милость Божию, покров Богоматери”.

После освобождения в 1944 году отец Иоанн был назначен окормлять православную паству г.Махачкалы, однако, вскоре, он был буквально изжит из города из-за происков обновленческого митрополита Северо-Кавказского и Ставропольского Василия (Кожина) и вынужден переехать в г.Хасавюрт. Сам о.Иоанн так описывает эти события в письмах к управляющему делами Московской Патриархии протопресвитеру Николаю Колчицкому:

“…меня призвал уполномоченный Рихирев и приказал воздержатся от службы, а ночью приехала машина […] и отвезла меня к начальнику Эгепею [Возможно, употреблен эвфемизм, подразумевающий начальника органов госбезопасности, по созвучию с прежней аббревиатурой ОГПУ-прим.], где силой с меня взяли подписку о выезде в Хасавюрт.”

Во время этой ночной поездки произошла встреча батюшки с обновленческим священником протоиереем Феодором Животковым, который предлагал ему остаться в Махачкале с условием перехода в обновленчество. Батюшка категорически отказался.

Уже после переезда в Хасавюрт о.Иоанн писал:

“…они [обновленцы-прим.] служат и радуются, что меня выдворили это сделано происком их, как мне сказали в (2 спец) [Взято в скобки в оригинале-прим.] что у нас одно течение должно быть, что у нас есть обновленцы, по этому нам не дают служить.”

Однако и в Хасавюрте батюшка пробыл не долго. В 1945 году он был, по настоянию органов, переведен из Дагестана “ввиду того, что он там развивал деятельность по открытию ряда общин.” Указом архиепископа Ставропольского и Пятигорского Антония (Романовского), о.Иоанн был переведен сначала в молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы г.Железноводска, а затем, в 1948 году , в Покровский храм г.Пятигорска.

схиархимандрит Иоанн (Мирошников)

Покровский молитвенный дом г.Железноводска, в котором в 1945-48 гг. служил о.Иоанн

Несмотря на преклонный возраст,-на тот момент батюшке было более 80 лет,- отцу Иоанну была присуща живость ума, бодрость духа и не свойственная его годам деятельность. По замечанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в Ставропольском крае Н. Чудина, он был «с неугомонной душой реакционного монаха». Неоднократно он поднимал вопрос о восстановлении Бештаугорского монастыря, поддерживал тесную связь с пустынниками-монахами, проживавшими в лесу недалеко от Нальчика, организовывал на приходе благотворительные обеды для нуждающихся, помогал им материально и духовно.

Духовный авторитет отца Иоанна был огромен. Современники считали его прозорливцем, имеющим многие духовные дары: ведения сердец людских, слышания воли Божией, целительства и пр.

Так, случай исцеления по молитвам старца произошел с женой духовника Пятигорской Епархии протоиерея Филиппа Устименко матушкой Таисией. В возрасте пяти лет ее поразил ДЦП. Батюшка горячо молился об ее выздоровлении, и благословил ее отца, протоиерея Бориса Шеметилло, греть ноги девочки в песке, в котором отец Иоанн сам лечил свои больные ноги. Вскоре девочка поправилась.

схиархимандрит Иоанн (Мирошников)

схиархимандрит Иоанн (Мирошников) и священник Илья Воронин в Покровском храме г.Пятигорска

Отец Иоанн был благостным и мягкосердечным, старался с участием относится к каждому человеку. Так, приснопоминаемый протоиерей Илья Воронин вспоминал, что к молодым священникам батюшка относился по-отечески, поддерживая их и иногда журя. Так, он однажды обличил протодиакона Петра Забару в нетерпеливости и желании оставить приход. Вообще, терпение и смирение батюшка считал основой жизни православного христианина, ибо “жизнь наша земная – скорбная, на пути – беды и напасти, кресты расставлены по всей земле […] В теpпении вашем стяжаете души ваши. Мы терпим ради Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матеpи! ”.

Своим духовным чадам старец категорически запрещал вступать в пересуды и сплетничать:

“других судить не надо, а надо молить Господа о прощении своих гpехов, сознавать себя хуже всех людей”.

В плане богослужений батюшка был строг,-никогда он не позволял их сокращать, но наоборот, всячески старался сделать их пышнее и торжественнее. Зачастую богослужения могли длится по 4-5 часов и заканчивались в третьем часу дня. По монастырскому обычаю дневные службы батюшка начинал с утрени, после которой следовали часы и Божественная Литургия.

схиархимандрит Иоанн (Мирошников)

схиархимандрит Иоанн (Мирошников) у Покровской церкви г.Пятигорска

Сам батюшка вел аскетический образ жизни, часто нуждался. Духовные чада старца, видя его нужду, пытались в меру своих сил помочь ему, но он, зачастую, отказывался от помощи. Так, служивший в то время в Покровском храме г.Пятигорска, протодиакон Петр Забара очень любил старца и, несмотря на собственную бедность, однажды захотел вместе с женой немного помочь ему материально. Супруги собрали значительную для семьи сумму в те годы,-двадцать пять рублей, и отец диакон приготовился идти к батюшке Иоанну с подарком. Не успел выйти из дома, как к нему прибежал старенький настоятель и, весело улыбаясь, протянул отцу Петру двадцать пять рублей со словами: “Возьми, отец Петр, у тебя дети, тебе нужно двадцать пять рублей! ”.

Но несмотря на всю доброту и отзывчивость старца, у него было множество недоброжелателей, а его деятельность раздражала местные партийные органы. Так, партийная организация одного из санаториев г.Пятигорска стала преследовать отца Иоанна (Мирошникова) за «безобразия, творящиеся в храме, нетерпимые в Советском Союзе». По мнению чиновников от здравоохранения, они заключались в «лечении бесноватых», а так же в том, что священник в день престольного праздника «собрал обед, предварительно посылал по сбору в приходе, для больных, нищих, странных и всех приходивших к нему на поклонение из разных городов». Для дискредитации священнослужителя перед благочинным и управляющим епархией представители местной власти не гнушались и разного рода сомнительными слухами. Так, праздничный обед в день Покрова Пресвятой Богородицы, по их мнению, сопровождался «большой попойкой» в доме священника, а паломники из разных республик Кавказа были «темным сбродом», пожертвованиями которого Мирошников «бесконтрольно распоряжался».

Архиепископ Антоний понимал, что интриги и слухи вокруг личности этого священника могут стать поводом для организации преследования других священнослужителей в крае. В конце ноября 1954 году он был вынужден уволить схиархимандрита, прослужившего на тот момент 60 лет в священном сане, на покой «во избежание нежелательных последствий» как лично для самого священника, так и для епархиального управления .

 Спустя два года, 29 июня (12 июля) 1956 года, после совершения Божественной Литургии, старец отошел ко Господу, и ныне предстоит перед Ним с молитвенным предстательством о всех, просящих его помощи. Похоронен старец в ограде Покровской церкви г.Пятигорска.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: