Вера — это доверие

«Современный мир полон старых христианских добродетелей, сошедших с ума» — сказал как-то английский писатель Честертон. И правда, возьмем, к примеру, одну из высших добродетелей — веру. Мы знаем, что вера — это не слепое принятие какого-то факта, но принятие воли другой личности, основанное на глубокой духовной связи. Вера — это доверие. Авраам не поверил в существование Бога, но доверился Ему, видя в нем источник своего бытия. Ребенок доверяет родителям не потому что родители самые умные, а потому что именно они далие ему жизнь. Мы доверяем Церкви, священнику, слову, произнесенному с амвона в силу того, что, как говорил священномученик Киприан Карфагенский, «вне Церкви нет спасения».
Но в мире сем доверие часто подменяется доверчивостью. Мы верим новостям. Такой-то эксперт сказал, что небо голубое, и мы повторяем за ним: «Небо голубое». Другой эксперт опровергает первого — «Нет, оно серое» — и мы тут же меняем точку зрения. Мы верим рекламе, хотя знаем, что не все продавцы чистоплотны. Мы верим основателям финансовых пирамид, риелторам с сомнительной репутацией, сектантам. Я не призываю в каждом человеке видеть потенциального жулика, но там, где нет личностной и глубокой духовной связи, должен действовать холодный рассудок. Дело ведь не в том, что тебя обманут, а в том, что почти на каждом человеке лежит ответственность за ближних. И когда мы совершаем безрассудный, необдуманный поступок, то подвергаем опасности в первую очередь их.
«Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия», — пишет апостол Павел (Еф. 5, 17). Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя это место, говорит: «Так как, говорит, в настоящие дни преобладают дурные люди, то вы, как мудрые, старайтесь не подавать им никакого повода против себя: ибо в том и состоит воля Божия, чтобы соблюдать себя чистыми, с сохранением и веры». Но в обычной жизни «быть рассудительным» означает как раз не верить тем сигналам, которые посылает нам мир, уметь распознавать откровенную ложь и отвращаться от нее. Не устану напоминать о том, что единственным способом настроить наш разумный радар на нужную чистоту — это внутренняя тишина, в которой нам открывается слово Божие, и молитва как диалог с Ним. Будем доверять этой тишине и Его словам.

Настоятель храма Трех Святителей

Протоиерей Вячеслав Фомин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам также может понравиться...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: